Главная / Русские имена / ИМЕНА. Часть 2. П. А Флоренский

ИМЕНА. Часть 2. П. А Флоренский

Художественные типы   это глубокие обобщения действительности; хотя и подсознательные, но чрезвы­чайно общие и чрезвычайно точные наведения. Худо­жественный тип сгущает восприятие и потому правди­вее самой жизненной правды и реальнее самой действи­тельности. Раз открытый, художественный тип входит в наше сознание как новая категория мировосприятия и миропонимания. Но если так, то было бы решительно непонятно, почему, доверяясь чуткости художника вооб­ще и вверяя ему для переделки свой глаз, который ви­дит, и свой ум, который мыслит, —  почему мы могли бы вдруг  сделаться   подозрительны  в  отношении  самых имен, около которых и, —  скажем прямо, —  из которых выкристаллизовывается в художественном творчестве эта новая категория мировосприятия и миропонимания. Непостижимо, по какому праву, на каком основании мы позволили бы себе усумниться во внутренней правде то­го, на средоточной необходимости чего особенно на­стаивает зоркий и чуткий исследователь действитель­ности. Признав частности, как можно отвергать глав­ное?


Если бы дело шло об отдельном типе, открытом от­дельным мастером слова, то, —  не будем спорить, —  в таком случае сомнение не исключено, но лишь поскольку он именно представляется исключительным. Однако . речь идет не о возможной неудачности того или другого имени, от которой словесность не застрахована, как не обеспечена она и вообще от неудачно сформированных типов, а об именах вообще. И тут объявление всех лите­ратурных имен вообще, —  имени как такового, —  произ­вольными и случайными, субъективно придумываемыми и условными знаками типов и художественных образов, было бы вопиющим непониманием художественного творчества. Кто вникал, как зачинаются и рождаются художественные образы и каково внутреннее отношение к ним художника, тому ясно, что объявить имена слу­чайными кличками, а не средоточными ядрами самых образов, —  все равно, что обвинить в «субъективности и случайности всю словесность, как таковую, по самому роду ее.


Итак, несомненно, в художестве   внутренняя необ­ходимость имен   порядка не меньшего, нежели тако­вая же именуемых образов. Эти образы, впрочем, суть не иное что, как имена в развернутом виде. Полное развертывание этих свитых в себя духовных центров осуществляется целым произведением, каковое есть пространство силового поля соответственных имен. Ху­дожественные же образы   промежуточные степени такого самораскрытия имен в пространстве произведе­ния   то тело, в которое облекается самое первое из проявлений незримой и неслышной, недоступной ни вос­приятию, ни постижению, в себе и для себя существую­щей духовности сущности   имя.


Имя   тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность. «Каким-то чуть слыш­ным дуновением», —  по поводу Форнарины рассуждает вообще К. К- Случевский, —  струится подле историчес­кого облика знаменитого любовника эта прекрасная женщина, смесь легенды и правды, чьих-то предположе­ний и намеков, чьих-то нескромных подсматриваний и собственных неосторожностей, и на этой светлой ткани не тяготеет даже легчайшего из всех видов плоти   имени» 7.


Непроявленная духовная сущность   все и ничто, все о себе и ничто для мира. И без другого, без другой судности, ей нет повода выйти из себя и явить себя. Она   не в пространстве. Пространство, пространство художественного произведения, этот замкнутый в себя мир, возникает через отношение духовной сущности   к другому. Пространство порождается самопроявле­нием сущности, оно есть свет от нее, и потому строение пространства в данном произведении обнаруживает внутреннее строение сущности, есть проекция его и внятное о нем повествование. Но на пути к такому про-странствоустроению возникает орган этой деятельности. Он   уже в пространстве; его можно сравнить с не­протяженною, но координированною с другими, точкой. Эта точка   имя. Все пространство произведения слу­жит проявлением духовной сущности и, следовательно, именуя ее, может быть толкуемо, как ее имя; но в соб-ственнейшем смысле только имя предельно прилегает к сущности в качестве ее первообнаружения или первоявления, и потому оно преимущественно именует сущ­ность в полноте ее энергий. Другие имена или не вы­ражаются одним словом, или суть односторонние, ана­литически оторванные, а потому и не всегда характер­ные признаки личности; а собственное имя, вйутрённий?‘ концентр прочих имен, и выразим одним словом, и охва­тывает полный круг энергий личности. Тогда как всякое другое имя годно при известных обстоятельствах и в известных частных случаях, это   всегда применимо и всегда познавательно ценно. Всякое другое имя в конеч­ном счете утверждается на этом, основном, посредством формулы о хш, «яш е1»,8 «он же», и только это одно, служа опорою всем, само опирается уже не на имя, а на самую сущность. Должно же, в сложной си­стеме взаимно поддерживаемых наименований, обра­зующих пространство литературного произведения, должно же быть наконец последнее, или последняя, ко­торыми сдерживается вся система и через которое энер­гия духовной сущности питает и животворит всю си­стему.


Гулкие аллитерации «Цыган»   все в отдаленном смысле, служат раскрытием духовной сущности поэмы и в -этом смысле не несправедливо видеть в них имена той сущности. Однако все они   не непосредственно именуют ее, и   как отдаленные гулы многократного эха, все менее четкого, несут своими звуками все то же исходное имя Мариула, и оно, господствуя над всеми прочими, с бесспорным правом должно быть при­писываемо уже самой сущности, но не как отклик, а как непосредственное явление ее. И повторяю: должен же быть где-то родник, струящийся потустороннею произ­ведению влагой, которою оно живет и организуется. И в данном случае, если это   не имя, то где же он? Меж­ду тем мы знаем, что произведение, то, которое живет, родившись от автора, а не механически сложенное им, оно опирается на некоторую первичную интуицию и слу­жит воплощением ее. Так, спрашиваю, где же именно наносится удар этой интуиции? Где молния откровения поражает весь словесный организм? Около чего имен­но он зачинается? Ведь этой первой клетке его долж­но быть словесной: каков бы ни был процесс до-словес­ного созревания, в какой-то момент становится же он наконец словесным, и тогда, следовательно, есть некое словесное первоявление. Какая-то словесная клетка первенствует же перед прочими. А в ней содержится вся полнота формообразующей интуиции, —  в почке   все растение. И тогда эту словесную первоклетку, место вхо­да из мира бессловесного   в словесный, мы не можем уравнивать, в ее достоинстве и полновесной напряжен­ности бытия, со всеми прочими, последующими: как ни похожа копия на подлинник, а все   подлинником, а не ими, вводится художественная энергия в мир, они же лишь расширяют область ее внедрения. Можно еще по­яснить ту же мысль, говоря об имени, как о теле, чело­веческом теле, например. Орудие воздействия внутрен­ней сущности   на мир и орган образования простран­ства жизненных отношений, тело исключительно близко к силе формообразования, его себе построящей^ Тело организует, далее, сообразно силовому полю своей фор­мы, все пространство жизненных отношений, но уже опо’средственно. И это пространство может быть назы­ваемо телом данной личности, равно как и отдельные части его; однако в собственном смысле именуется те­лом лишь небольшая часть пространства, непосред­ственно пронизываемая энергией жизни, —  микрокосм, а не весь макрокосм.

Августа Агата Агафья Аглая Агнесса Агния Аграфена Агриппина Ада Аделаида Аза Алевтина Александра Алина Алиса Алла Альбина Анастасия Ангелина Анисья Анна Антонида Антонина Анфиса Аполлинария Ариадна Беатриса Берта Борислава Бронислава Валентина Валерия Ванда Варвара Василиса Васса Вера Вероника Викторина Виктория Виргиния Влада Владилена Владлена Владислава Власта Всеслава Галина Галя Ганна Генриетта Глафира Горислава Дарья Диана…

Август Авдей Аверкий Аверьян Авксентий Автоном Агап Агафон Аггей Адам Адриан и Андриян Азарий Аким Александр Алексей Амвросий Амос Ананий Анатолий Андрей Андрон Андроник Аникей Аникита Анисим и Онисим Антип Антонин Аполлинарий Аполлон Арефий Аристарх Аркадий Арсений Артемий Артем Архип Аскольд Афанасий Афиноген Бажен Богдан Болеслав Борис Борислав Боян Бронислав Будимир Вадим Валентин Валерий Валерьян…

Социологи проводили исследования, предлагая описать пять женских и пять мужских распространен­ных имен. Вот какими представляют их современники. Лена — создание почти ангельское. Она худенькая, светловолосая, серьезная, умная и приветливая. Оля — невысокая, крепкая, темноволосая, веселая и озорная хохотушка. Главное, компанейская, и гораздо более открытая, чем Лена. (Старшее поколение — Оленька — поэтическая де­вушка, хрупкая, светловолосая…

В далеком 1914 году вышла в Петербурге тиражом 100 экземпляров небольшая брошюрка под интригую­щим названием «Власть имен (Странное…) О влиянии имени на судьбу человека». Ее автор, С. Р. Минцлов пи­шет: «К числу туманных загадок, на которые натыкает­ся человеческий разум, относится влияние на нравствен­ный облик и судьбу человека его имени. Почему сущест­вует — на этот вопрос…

АЛЕКСАНДРА. Помощь, надежная (греч). Бойкая. Беспокойна и неутомима. Всегда рядом. Обычно характер схож с мужским. Жизненный путь: «сорванец» — «деловая женщина». В обществе и семье столь активна, что на нежность, увы, не всегда достает сил.   АЛЛА. Другая (готск). Яркая, «непобедимая». Не как все. Энергичная. Устремленная ввысь, вдохновляюще-митинговая. Броская, красивая, мужчин не жалеет. Супружество, однако,…