Софья , София
Софья, София — преданный друг и такая же жена. Но заслужить такое ее отношение непросто — она недоверчиво относится к людям, хотя со всеми старается быть приветливой, ко всем добра. Софья всегда готова, на самопожертвование ради родителей, мужа, детей и друзей.
Нуждающиеся в помощи у нее никогда не встретят отказа. Она способна пригреть в своем доме чужого ребенка или одинокую старушку и будет заботиться о них больше, чем о самой себе. Очень гостеприимна, отличная хозяйка, умеющая вкусно готовить. Скромна.
И все-таки Софья далеко не монашка. Любовь очень легко может заставить ее сломать самую налаженную жизнь. Это именно та женщина, которая полетит за любимым на край света, хотя вполне возможно, что через месяц после такого поступка останется у разбитого корыта. Она упряма и принципиальна. За свои идеи умеет постоять.
Софья обожает ходить в гости и посещать цирк. И то, и другое — праздник для ее души.
В старости Софьи нередко остаются с детьми или в одиночестве. Жалуются на ноги, переносят операции.
Имя София есть женский аспект мужско¬го имени Василий, но не в смысле проявления в жен¬ской личности имени мужского, а как явление парал¬лельное этому последнему и от него независимое. Отно¬шение Софии к Василию — совсем не по типу отношения Александры к Александру, а скорее, например, по образ¬цу отношения Анны к Алексею. София не есть мужская норма, женщиной осуществляемая, а самостоятельная женская норма, аналогичная соответственной мужской. Если угодно, даже, эта женская норма первенствует пред мужской, и София, может быть признана типом более определенно выражающим некий духовный облик, нежели Василий.
Этимологически σοφia отнюдь не есть мудрость в современном смысле слова, как преисполненность чистым созерцанием и теоретическим ведением. Если бы задаться передачею слова σοφia на наш совре¬менный язык, то наиболее правильно было бы сказать художество в смысле зиждительной способности, во¬площение идеального замысла в конкретном мире, а по-церковно-славянски хитрость. Иначе говоря, этимологи¬чески имя София близко к тому содержанию, которое признано было выше, за духовный строй Василия. Но в имени Василий менее собственно творчества и более ор¬ганизационной деятельности, чем это указывается эти¬мологией имени София. Это последнее имеет в виду, т. е. этимологией своей более непосредственного воздей¬ствия на мир, чем то свойственно Василию, который более интеллектуален и потому в своей деятельности более опосредствован. Деятельность Василия доступнее разу¬му — и потому представляется более близкой собствен¬но человеческой, нежели та духовная энергия, на кото¬рую указывает своим корнем слово σοφia, — энергия более высоких планов бытия, более творческая и менее доступная отвлеченному анализу. Но эта этимология Софии есть не только этимология, но и самый метафизический облик рассматриваемого имени.
София божественнее Василия. Впрочем, это и понят¬но, что женская деятельность — как более интуитивная, более из глубин идущая, менее сознательная и менее расчлененная — деятельность которая по природе своей — собственно женской личности, может по общему своему характеру быть ближе к творчеству духовной силы в природе. Да к тому же женская деятельность в значительной мере, в более значительной, чем мужская, есть деятельность не самой женщины, а других сил в женщине. Поэтому понятно и большее сходство и срод¬ство этой женской деятельности с зиждительством ми¬ровой души и глубочайшего ее духовного средоточия в зиждительной Премудрости Божией, Девы Софии.
Но, будучи интуитивной, София имеет свой интел¬лект (слабый или сильный — в разных случаях различ¬но) служебным органом духа и потому не испытывает острых коллизий между интуицией и разумом. Разум, не имеющий стремления у нее к автономности, не соб¬лазняет поэтому ее к рационализму и всегда блюдет в той или другой мере верность подлинным впечатлениям жизни. Интуиция же, всегда имеющая при себе орган своего саморасчлененения и самовыражения, не склон¬на разрывать сознания, в качестве под или сверх-сознательного. Прежде чем проявиться, подсознательное по¬степенно восходит через формы разума, фильтруясь и уравновешиваясь в них. Поэтому самое понятие об антиномичности мало доступно Софии, в сознании своем (она) обращается с продуктами обработки восприятий, но не с сырыми восприятиями. Она знает интуицию, как особый вкус сознания, но не знает подсознательного и сверхсознательного.
София обладает чуткостью и выте¬кающим отсюда жизненным текстом, но вещие прорывы из подсознательного, как крик о себе иных миров, не до¬ходят до нее: ее внутреннее строение слишком связно, чтобы пропустить внутрь себя такие некоординирован¬ные с нею и непредвиденные откровения.
София слиш¬ком устойчива в себе, чтобы быть вещью. Она не остает¬ся, — ни в плохом ни в хорошем смысле, — беззащит¬ной пред действительностью и на всякое воздействие извне не замедлит последовать целесообразная и четкая реакция, определимая существом дела и вместе харак¬терная для личности Софии. Сырые впечатления из глубины не вторгаются в сознании Софии. А если бы, вопреки самоограждению духовного организма, свой¬ственного Софии, иной мир все-таки застал бы его врасплох и ворвался в него, то такая неожиданность крайне смутила бы и испугала Софию: София привыкла жить, защищенная от неожиданностей в надежно по¬строенном ограждении от внешнего мира, среди хотя бы и скромного, но по заведенному порядку идущего изо дня в день духовного хозяйства. В ней есть воля к упорядоченности и центростремительность, в силу кото¬рой она склонна ориентироваться на ближайшем ею организованном и устроенном, т. е. на связности своей собственной деятельности или еще на гармоничности собственной личности.
Внутренне пропорциональная в своей деятельности, она имеет склонность видеть в ней некий общий критерий. София самодавлеюща, она живет не принимая мысли о несоизмеримости ее собственного уюта с мировым целым. Трагическое, как категория, не только чуждо, но и враждебно ей, вытал¬кивается из ее сознания, а когда с трагическим сталки¬вается она в жизни, то переживает его хотя и в глубо¬кой скорби, но без сладости чувства бесконечного, т. е. как не трагическое. Поэтому, несмотря на широту кру¬гозора и верность и твердость ума, София не понимает стихии дионисической и подставляет вместо поня¬тия об ней иное понятие — о недостаточном в своем роде, несовершенном, извращенном, но тем не менее, ра¬зумном и нормативном: безобразие для нее есть только безобразие и лишено своей качественной характеристи¬ки.
Пред духовным взором Софии — правильное, сораз¬мерное, пребывающее в границах и пределах. Беспредельность, ужасная, потрясающая, катастрофически сметающая всякий установившийся строй, не достигает до сознания Софии в своем своеобразном и несравни¬мом величии: София не сознает и не понимает перво¬зданной тьмы, Тютчевской ночи и потому, сама устрем¬ляющая и воплощающая, она остается духовно чуждой ноуменальной подоснове бытия, — усии. Тут — некое противоречие между деятельностью Софии и ее созна¬нием: София нисходит от прозрачного и стройного неба норм к вязкой и напряженной в своей мощи земле; София не хочет оставаться в чистом и бездеятельном созерцании, она волит низойти к зиждительству и орга¬низации. Но вместе с тем, того темного, благостно-темного и творчески-преизбыточного мрака, который сходит она, она в себе не знает, а потому не понимает вне себя. Действительный порыв, весь смысл которого только в его существенной безмерности, Софии кажется лишь беспорядком и она хотела бы, не отрицая его окон¬чательно, сделать его умереннее; и — вне ее понимания, что это значило бы решительно уничтожить его по самому его существу.
Широкая по своему кругозору, София не предпримет мер к искоренению дионисического, может быть и пото¬му, что природный такт дает ей заранее почувствовать неудачу таких попыток. Но он и не сумеет, а также не захочет, признать собственную правду дионисического расторжения, с дионисическим не помирится, а будет его только терпеть, отчасти с презрением, отчасти с высоко¬мерием. Приходя на безобразную землю из царства об¬разов, София сознает себя несущей миссию и потому входит в мир не как член мирового целого, не как звено взаимной ответственности и усийной связи существ ми¬ра, а мироустроительно, законодательно (первое отно¬сится преимущественно к Софии, а второе — к Васи¬лию), словом — как власть. Ее снисходительность к ми¬ру имеет корнем не признание правды мира и не созна¬ние своей, общей с миром, немощности, а выделение себя из мира и противопоставление себя как власти, как источника мироустроения, миру, долу погрязшему и потому естественно, по ее суждению, помышляющему о дольнем.
В Софии нет духовной гордости, в смысле объявления себя непременно первой в той, небесной области; и нет в Софии властолюбия, желания ради себя самое, во имя свое подчинить других. Но София, из сознания своего, неземного, удела, который она ошибочно считает заведомо превосходнейшим, и не допускает мысли, что безобразная ночь тоже от Бога и может быть ближе к Богу, — София властна и полагает, что власть по природе, по складу ее личности конечно должна при¬надлежать ей. София берет власть, как свое, и делает это с незапятнанной совестью, потому что рука ее ни¬когда не дрогнет от сомнения, правильно ли это. Да и не может дрогнуть, раз София берет власть, и другие ей не оказывают препятствия, коль скоро делается это во имя правды и блага, — единственной правды и единственно¬го блага, известных Софии.
У Софии есть врожденное самоощущение себя как по природе превосходящей окружающих, — не личными своими достоинствами, а самым рождением, это можно сравнить, вероятно, с са¬моощущением коронованных особ, которые могут весьма скромно думать о себе, сознавать свои недостат¬ки, быть простыми в обращении и предупредительными и однако чувствовать себя отделенными от прочих лю¬дей и особым родом, природною властью. Это самоощу¬щение Софией себя как власти настолько живо и ярко в ней, что всякое непризнание ее власти окружаю¬щими вызывает внутренний протест, но не из-за задето¬го самолюбия или неудовлетворенного тщеславия, а как некоторая неправда, как искажение должного порядка. Отсюда — впечатление гордости, которое нередко про¬изводит на недостаточно вдумчивых София, хотя это — не гордость, а нечно иное, гораздо более глубокое. София распорядительна, устроительна, обладает уме¬нием жить и организовать жизнь, в это упорядочение жизни она вносит и искусство, и науку, которыми занята и к которым способна, но именно в меру их примени¬мости в общем строе жизни, как средствами, а не как культурными самоцелями, и потому ей кажется подразу¬мевающимся, что неподчинение ее власти есть неподчи¬нение не ей, а правильному и должному.
И Василий не склонен пускать в ход прямое насилие, предпочитая достигать утверждаемых им норм более сложною систе¬мою склонений, убеждений и привлечений. Как женщи¬на и как существо более далекого от земли плана, где все связывается влечением к цели, а не толчком при¬чины, София в гораздо большей, чем Василий, степени, чужда мысли о насилии и проводит предносящуюся ей цель тончайшей организацией внутренних воздействий. Не знаю, какое подобрать для них слово, потому что очаровывание содержит в себе оттенок понятия о дей¬ствии на темную усию, на обращение с подсознатель¬ным, а способ влияния на окружающих — Софии более прозрачен, более направлен на сознание и на тончайшие интеллектуальные эмоции и область нравственно-эмо¬циональную.
София взывает к обширным задачам жиз¬ненного строительства и к чувствам, с ними связанным. Даже тогда, когда дело идет о малом, и по-видимому лишенном общего значения, София для себя и для дру¬гих открывает здесь и подчеркивает момент объективной значимости. Но это никогда не бывает обманом, хотя может быть ошибкой.
Нормативности Софии в высокой, мере чужда неправдивость и двойствен¬ность. Честность, в особенности честность в слове, свой¬ственная Софии, проявляется определенностью вы¬ражений, законченностью их, которая должна не оста¬вить никаких недоговоренных отношений. Эта пря¬мота может переходить и в резкость, если бы не смягча¬лась обхождением. Но это последнее ни в каком слу¬чае не должно сближаться с кокетством, субъективным и неправдивым: отсутствие кокетства есть один из ха¬рактерных признаков Софии. И внутреннее кокетство, т. е. неподлинное отношение с действительностью, чуж¬до ей: мечтательность, создание себе иллюзий, мление — все это не дело Софии.
Таким образом, строением своего духа София зна¬чительно отклоняется от женственности; но это не зна¬чит, что она имеет черты мужские: ее организация сбли¬жается с мужской поскольку и эта последняя сама мо¬жет, удаляясь от полярного раздвоения человеческой природы подходить к ангельскому, общему обоим полам коренному типу человечности. И в Софии есть эта «ангельская крепость» — не крепость узловатого, твер¬дого тела мужского, а упругая сила очень тренирован¬ного женского организма, столь же значительная, сколь и неприметная по внешним приметам. София не есть просто женщина, покоряющая того не желая, но и не есть власть, не спрашивающая о согласии.
Она — Царь-Девица или, как выражались грузины о полуми¬фической Тамаре, Царь-Царица. И в этом своем микро¬космическом самодавлении София перекликается с Александром, с тою разницею, что в Александре внут¬реннее равновесие дано статически, равновесие же Софии кинетично, и она находится если не во внешнем, то во внутреннем движении, в неустанной игре внутрен¬ней жизни. Но несмотря на различие происхождения обоих равновесий, в Софии есть та же сокровенная неудовлетворенность, как в Александре. Она слишком монументальна, чтобы в ней самой, в управляемом ею хозяйстве, нашлось уютное место для нее самой. Теплая плоть мира не находит себе законного места в ее миро¬представлении, а между тем, именно ею определяется теплота и праведность всего личного, личной жизни, личных отношений. София раз навсегда решила смот¬реть на мир и править миром с такой высоты, откуда этой теплоты не видно, и потому самое понятие об ней изгнано из круга ее мыслей. Вследствие этого Софии трудно в смирении и с благодарностью брать чело¬веческую жизнь в полноте человечности, как закон¬ное и праведное благо; будучи сосредоточенной в жиз¬ни, она имеет жизненные блага и имеет более, чем многие окружающие, но — не в благо для себя и не в радость себе, она их не ценит положительно, но привыкает думать о них, как о чем-то подразумеваю¬щемся, вместе, со властью; и потому, пользуясь ими, не задумываясь над ними, она болезненно и с внутрен¬ним протестом переносит их лишение.
Тем не менее, под этим монументальным и величест¬венным обликом человеческая усия все же живет и, хотя и с трудом, доводит до сознания свои требования, свои порывания к тому, что ближе сердцу, чем самая правди¬во высказанная правда. Основа личности, не имея пол¬ноты проявления чрез лицо, ощущает себя самой по себе и имя свое — величественным, слишком величественным для себя. Презрение Софии к плоти имеет оборотной стороной ощущение чуждости себе себя самое, как ли¬ца, а вместе с ним — и своего имени. Когда эта темная подоснова личности сильна, Софию, как бы погребенную под своим именем, может охватить фаталистическое уныние, апатия, вялость, тяга к смерти.
Но смерть пред¬ставляется тут желанной вовсе не как переход в иной мир, а как протест бессилия со стороны жизни, хотя¬щей, но не имеющей внутренней возможности выразиться. Тогда София бежит жизни от жажды жизни. Так, подвижная и деятельная, всегдашняя энергия, София может явиться постоянно или, иногда, временно, поло¬сами — в по-видимому совсем другом типе и состоя¬нии — вялом, сонном и апатичном, как Соня-соня; и сообразно такому духовному состоянию, она будет чрез¬мерно полной, без румянца и точно спросонок. Но не на¬до обманываться этим видом: в этой-то соне особенно мучительно тлеет под сыростью внешних проявлений глубочайшая неудовлетворенность и пассивное избега¬ние чувств от понимания священной правды которых она слишком далека, чтобы быть способной или активно удовлетворить их, или же активно отказаться, испыты¬вая слабость трагедии.
Елизавета всю жизнь в борьбе сама с собой и окружающим миром. Ей очень хочется казаться лучше, чем она есть, и это толкает ее на экстравагантные поступки, о которых она сама вскоре сожалеет. Себялюбивая, импульсивная. Ей также постоянно кажется, что люди к ней относятся хуже, чем она того заслуживает, поэтому нередко вступает в конфликты. В коллективе…
Всякому памятно житие святой Великомученицы Варвары, одно из вообще наиболее запомнившихся в общем сознании, одно из наиболее разрабатываемых в искусстве. Необыкновенное воспитание мученицы, с детства заключенной отцом в уединенную башню; не мотивированный внешне отказ от брака; мечтательные размышления обо всей вселенной, виденной однако лишь из окна башни; непреклонность пред отцом; столь же крепкая, как и…
Алевтина — милая, хотя и нервная девочка, подверженная тонзиллиту и ларингиту. Между тем, из этого нежного цветочка вырастает горькая ягодка. Дело в том, что с возрастом Алевтина становится категоричной в суждениях, абсолютно нетерпимой к мнению других. Ей сложно угодить, поскольку большей частью она всеми и всем недовольна, и со свойственной, ей задиристостью не считает нужным…
Евгению ничего не стоит обидеть. С нею достаточно просто не согласиться, чтобы эта упрямица уже надулась и погрузилась в переживания. Между тем, поводы для конфликтов чаще всего подает она сама, так как легко раздражается, порой по пустякам. Именно из-за частых ссор обычно и рушится семейная жизнь Евгении — не многие выдерживают такой характер человека, к…
Марина, как правило, высокого мнения о самой себе. А красивая Марина частенько даже себя переоценивает. Эмоции все Марины умеют подчинять голосу рассудка, так что все, что касается их личной судьбы, они совершают обдуманно и расчетливо. Уж во всяком случае Марина не пойдет поступать в вуз или техникум за компанию с подружкой — и в свою…